Опитування

Чому Ви обрали ветеринарний технікум?
 

Пошук по сайту

Зараз на сайті

На даний момент 62 гостей на сайті

Статистика


Яндекс цитирования Міністерство освіти, науки, молоді та спорту України

Есть у кого учиться и есть к чему стремиться

Записала Елена Никитина, «Украина-Центр», 26.05.11

Несмотря на то, что украинскую систему образования периодически «потрясывает» от реформ и различных нововведений, Компанеевский техникум ветеринарной медицины остается стабильно одним из лучших учебных заведений нашего региона. Здесь готовят специалистов такого уровня, настолько подготовленных к профессиональной деятельности, что «заполучить» вчерашнего выпускника, но уже готового ветврача, желают руководители фирм и хозяйств не только нашей страны, но и зарубежья.

Недавно техникум собирал гостей по случаю двадцатилетия ветеринарной клиники, которая действует на базе учебного заведения. Хотя можно сказать, что это техникум работает на базе клиники. Так как именно здесь, в вольерах и загородках, а также на находящейся рядом ферме ребята на практике применяют полученные на занятиях теоретические знания.

Традиционно гидом по ветклинике был заместитель директора техникума по практическому обучению Алексей Омельчук. К юбилейному событию Алексей Витальевич был отмечен Государственным комитетом ветери­нарной медицины, что выразилось в награде «За заслуги в развитии ветеринарной медицины Украины» III степени.

Не так давно Алексей Омельчук вернулся с Международного научно-практического семинара изучения инновационных процессов в образовании и науке Дании и Германии, во время которого в составе группы руково­дителей украинских учебных заведений аграрного профиля посещал базы-практики студентов, фермерские хозяйства и предприятия перерабатывающей промышленности. Тема очень близка и интересна для нашего региона, поэтому мы задали Алексею Витальевичу несколько вопросов.

- Немало ваших студентов практикуются за рубежом. Вы во время семинара знакомились с условиями практики?

Не только. Наш техникум является участником программы обмена студентами - ребята, начиная со второго курса, имеют возможность поехать на зарубежную практику. Начинали мы с Англии, но это была непрофильная практика. Например, собирали там клубнику. А Дания нам предложила профильную - работу в фермерских хозяйствах, которые имеют животноводческие комплексы.

Во время семинара мы встречались с представителями их, немецкого и датского, аграрного образования. В Германии посетили институт повышения квалификации сельскохозяйственных работников и обучения студентов аграрной школы. Конечно, все отличается от нашей системы обучения. У них, например, для того, чтобы мести улицы, надо иметь сертификат. Чтобы убирать возле свиней - ты должен учиться, у тебя тоже должен бытъ сертификат. Доить коров - сертификат. Обучение длится от года до четырех, в зависимости от специальности. Просто так ты на ферму не придешь. Поэтому у них везде порядок, так как самую элементарную, казалось бы, работу выполняет квалифицированный работник. А у нас если нет образования, навыков, да еще и бездельник - куда? На ферму! Отсюда и сельское хозяйство у нас такое, и дороги, и все остальное.

- Система аграрного образования сильно отличается от нашей?

- Существенно. Были мы в их учебных заведениях, в фермерских хозяйствах. Система такая: стипендию студенты не получают, при этом учатся абсолютно бесплатно, но имеют возможность зарабатывать. Десять недель учатся, тринадцать месяцев работают на ферме. Потом 14 недель теории и 15 месяцев практики. Их аграрные школы «повеселее» наших учебных заведений. Много земли, большие фермы при школах. Там все передовое, начиная с техники. У нас в классах стоят стенды образца, наверное, еще тридцатого года - разобранный трактор. У них, по большому счету, аграрная школа - это большое фермерское хозяйство с землей, которую надо обрабатывать, за что они получают деньги. Это коровы, свиньи. Все оборудовано современно, все работает. И выходит суперспециалист.

В прошлом году было выпущено 32 тысячи таких специалистов. Это с учетом переподготовки, все равно очень много. Хотя Дании было 132 аграрных школы, за два года осталось 9. Посчитали - так много специалистов не надо, поэтому сократили набор.

- Можно что-то перенять?

- Что касается системы образования, то мы ничего не сможем внедрить. Практическую сторону можно было бы, но у нас нет таких возможностей. Мы пытаемся, потихоньку к этому подходим, но - финансирование, финансирование, финансирование... Мы как говорится, «дурні до роботи», можем сделать все что угодно. Но не свободны: учебные программы, часы, все это рассчитывается. Вроде бы сами составляем программы, отправляем наверх, а когда они доходят до нас... Что там с ними делают?

Ну, такая у нас ментальность: мы хотим жить по-новому, а работаем, как после революции 1917 года. И, наверное, мы не переломаемся. Дожились до того, что все у нас профессора, все с высшим образованием, мы знаем все, а делать ничего не умеем. Мы пытаемся что-то менять, вне­дрять новые системы, но нам, кроме этого, еще нужен студент, который умеет учиться. То есть сначала его надо научить учиться, а потом уже учить. Скажи сейчас детям, что они будут обучать­ся самостоятельно, тут же забросят учебники. Студент учится ради оценки, а не ради знаний.

Вот у нас в техникуме все преподаватели - практикующие врачи, и я этим горжусь. Студенты смотрят, где можно применить свои знания в ветеринарии. Я сам до сегодняшнего дня не выпускаю скальпель из рук - пусть дети видят. И возле меня собираются студенты, которым это интересно, которые хотят этим заниматься. И мы с ними говорим на одном языке. Я езжу" по области, проверяю своих студентов, проходящих практику. Мне это нравится. Говорят: найди работу, которая тебе нравится, и всю жизнь ничего не будешь делать - только получать удовольствие. Я получаю удовольствие.

Мы в техникуме пробуем что-то изменить, сделать по-новому, а за границей так работают уже не один десяток лет. 1600 гривен получает наш преподаватель, их -28000-32000 датских крон. Сумма приличная. Конечно, там и затраты другие, но все равно труд преподавателя ценится достаточно высоко.

- Не могу не спросить. Недавно в «УЦ» было интервью с парнем, который работал у датских фермеров практически в кабальных условиях, и никто его не защитил. На работу его устраивала какая-то киевская фирма. С ва­шими студентами не бывает подобного?

- Таких фирм очень много. Мы вот были в Дании и специально объехали все хозяйства, где работают наши студенты. Встретились с ними, расспросили, ознакомились с условиями работы, пообщались с работодателями. В стране есть человек, который курирует эту практику. Ищет фермеров, которые с удовольствием берут наших детей, потому что государство за это им доплачивает.

Конечно, есть разные ситуации. Но, если студента что-то не устраивает, мы переводим его в другое место или прерываем практику. У нас с этим очень серь­езно, это государственная про­грамма.

- Если так отличаются украинская и европейская системы аграрного образования, то что говорить о самом сельском хозяйстве?

- Да, очень интересные фермы мы посещали, комбинированные. Стоит животноводческая ферма, рядом биозавод, вырабатывающий газ, электростанция, которая производит электроэнергию для собственных нужд и продает государству. Продукты отхода фермы и электростанции используются для производства компоста, который применяют в своих же теплицах. Там выращивают помидоры и клубнику. Здесь же, на терртории, и реализуют. Все органичное, и за это государство доплачивает приличные деньги.

В Дании посещали робоферму. Шесть роботов, каждый доит по 60 коров в сутки. До сих пор недоумеваю. Корова заходит в специальную загородку, лазером сканируется вымя и надевается аппарат. Доятся животные не три раза в день, как у нас, а круглосуточно: когда корова испытала потребность - тогда и заходит доиться. Чем они их манят? Красотища! Я сначала фотографировал роботов, а потом стал фотографировать наших, фотографирующих роботов. Оказалось намного зрелищнее.

Очень хочется ездить в Европу не только на экскурсию, а дей­ствительно перенимать опыт. Они очень развиты, намного впереди нас.

- У нас так будет?

- Обязательно! Лет через восемьдесят, но будет!

Записала Елена Никитина, «УЦ».